Как это делаем? | Briller Watches

О флорентийской мозаике


     При создании каменных мозаик применяются различные технические приемы. В зависимости от формы используемых при изготовлении мозаики элементов, различают несколько ее видов. «Византийская» и «римская» мозаики – изображение, набранное из кусочков камня или смальты (окрашенного стекла) квадратной, прямоугольной и полигональной формы; «русская» мозаика, имитирующая структуру монолитного камня – малахита, лазурита, яшмы и др.; «флорентийская» мозаика,  которая создается с помощью плотно подогнанных друг к другу кусочков произвольной формы, необходимой для формируемого изображения. Особенностью техники флорентийской мозаики является тщательная подгонка («без швов») каждого элемента создаваемого изображения. При этом обязательно учитываются и используются естественные особенности камня – вкрапления, цветовые переходы, прожилки, иризация (блики), тоновые вариации цвета. (Поэтому иногда флорентийскую мозаику называют тоновой.) Благодаря широкому разнообразию текстур природного камня, в отдельных случаях удается получить срезы – готовые картины, напоминающие загадочные пейзажи.

     У флорентийской мозаики есть другое, известное во всем мире, название: PIETRE DURE – «твердый камень». Под твердостью в минералогии понимается способность минерала противостоять попытке поцарапать его. Для ее оценки применяется шкала относительной твердости (шкала Мооса – по имени немецкого физика Фридриха Мооса), в которой десять минералов расположены в порядке возрастания твердости таким образом, что каждый следующий минерал может царапать предыдущий. Десять минералов-эталонов следующие: 1 (твердость 1) - тальк, 2 - гипс, 3 - кальцит, 4 - флюорит, 5 - ортоклаз, 6 - апатит, 7 - кварц, 8 - топаз, 9 - корунд, 10 - алмаз. Минералы с твердостью более 6 называют «твердыми».

     Флорентийские мастера значительно расширили «минеральную палитру» и стали использовать минералы с твердостью больше 6 – «твердые минералы»: яшмы, агаты, другие яркоокрашенные минералы. Это и дало флорентийской мозаике название – pietre dure.

     Процесс создания мозаичной картины в технике флорентийской мозаики оставался практически неизменным с XVII в. и включал в себя несколько этапов. Каждый этап требовал специальных навыков мастера. Прежде всего создавался эскиз будущей картины, который должен быть адаптирован к декоративным возможностям камня, поэтому обычно мозаичист был или сам художником или работал под его руководством. Затем этот рисунок разбивался на фрагменты, которые выпиливались из соответствующих по свойствам (цвету, фактуре) минералов.  Выпиленные фрагменты подгонялись (притирались) друг к другу так, чтобы при соединении шов был как можно менее различим. Затем фрагменты располагались на ровной, шлифованной поверхности-подложке (обычно мрамор или шифер), которая служила основанием для мозаики, скреплялись склеивающими мастиками, шлифовались и полировались до придания необходимого блеска.

     Основой успешного изготовления мозаичного произведения является создание эскиза, по которому оно делается. Практически невозможно формальное перенесение изображения на холсте в каменный рисунок. Он должен задумываться для конкретного материала, учитывать «художественные» возможности выбранных минералов и использовать оптимальные для воплощения задуманного методы.

     Процесс изготовления картины в технике флорентийской мозаики был очень трудоемок и занимал весьма длительное времени (многие месяцы и годы) для каждого изделия. Самым трудо- и времязатратным этапом было выпиливание фрагментов картины с необходимыми декоративными свойствами.  При этом каждое изделие было практически уникально. Современный процесс изготовления картин и миниатюр в технике флорентийской мозаики претерпел изменения только в технологии. По-прежнему мастер-художник должен получить (создать) эскиз будущего произведения, выбрать каменный материал для его создания, найти в нем необходимые по свойствам участки, соединить полученные фрагменты.

     Технический прогресс дал колоссальные, немыслимые раньше, возможности в изготовлении (выпиливании) фрагментов картины, соединении фрагментов между собой, финишной обработке.  Раньше мастер-мозаичист для получения фрагмента композиции пользовался ручной пилой, и поэтому каждый выпиленный фрагмент был поистине драгоценным. Современные возможности – лазерная резка камня, гидрорезка, ультразвук – в разы (и даже на порядки) ускоряют процесс изготовления фрагментов мозаики. Каждый полученный элемент стал достаточно просто заменим, а использование компьютерных программ минимизирует (практически сводит на нет) зазоры между элементами мозаики. Шлифуются изделия с применением составов с повышенным коэффициентом поверхностного натяжения, чистота поверхности при полировке достигается с помощью современного алмазного инструмента на жесткой, полужесткой и мягкой основе. Финишная обработка производится специальными препаратами (пропитки, консерваторы) позволяющими получить очень высокое качество поверхности, не теряющей со временем «зеркальной» полировки. Все эти технологические достижения позволяют значительно расширить минеральную палитру и использовать одновременно (в одной мозаике) как «нетвердые» минералы, так и минералы с твердостью 6 и выше. Совместная полировка минералов в таких сочетаниях была ранее весьма затруднительной. Современные технологии позволяют преодолеть эти трудности. Раньше, при производстве pietre dure, использовались главным образом минералы кварцевой группы - собственно кварц, аметист, халцедоны и агаты, яшмы, соколиный и кошачий глаз. В современных мозаиках стало возможным значительно расширить цветовую гамму, используя лазурит (лазурит в 19 веке довольно широко использовали), бирюзу, малахит, магнезит, и многие другие яркие минералы.

     Все это нисколько не умаляет художественной ценности современных мозаик, поскольку инновационные технологии резки и обработки камня позволяют сосредоточить основное внимание при создании мозаики на художественном и эстетическом содержании произведения. Ведь способ резки камня это только инструмент (современная «ручная» пила), а картина по-прежнему создается творческим гением художника, который может значительно большее время уделять созидательному процессу. Все перечисленные выше этапы – создание эскиза, фрагментирование, получение деталей мозаики, сложение «картинки», финишная обработка – по-прежнему необходимы для создания произведения, а наиболее рутинные трудозатратные процессы благодаря современным технологиям  минимизированы.